Как читать вакансии

Прежде чем начать заниматься поиском работы, Вам необходимо определить соотношение между "хочу" и "могу". Ну а если уже определили, то самое время приступать к поиску подходящей вакансии.

Путей тут несколько: можно перерыть кипу газет и журналов, посвященных работе; можно потрясти знакомых и друзей, со слезной просьбой о помощи, но эффективнее всего будет обратиться к Интернету, поискать подходящую себе вакансию на сайтах, посвященных поиску работы. Это выгодно тем, что информация на большинстве из них достаточно быстро обновляется, и вы не прочтете там давно устаревшее объявление, но обращайте внимание только на те вакансии, которые соответствуют сфере деятельности, в которой Вы хотите работать.

Здесь также важно уметь отличить "живую" вакансию от "мертвой" или реально не существующей, ведь некоторые работодатели часто прибегают к такой практике. Все очень просто. "Живые" вакансии содержат достаточно подробную информацию о потенциальном работодателе, будущих должностных обязанностях, конкретных требованиях по этой позиции и т. п. Кроме того, практически все уважающие себя компании имеют на настоящий день свой корпоративный сайт, на котором и зарегистрированы почтовые адреса сотрудников. Таким образом, указанный в вакансии адрес электронной почты тоже может дать Вам подсказку - редко рекрутеры известных и уважаемых компаний указывают адрес почты, зарегистрированный на бесплатных почтовых серверах, тем более, если это имя сервера Вам вообще не знакомо.

Но помимо недобросовестных "работодателей" есть еще и недобросовестные кадровые агентства - агентства, которые для привлечения потенциальных клиентов или для того, чтобы собрать пул хороших, высококвалифицированных кандидатов, публикуют в СМИ или на сайтах несуществующие вакансии. Их зачастую можно "вычислить" только непосредственно поговорив с рекрутером кадрового агентства - если от Вас скрывают информацию о компании (сфера деятельности, например, срок существования организации на рынке, численность штата), не могут ничего внятного ответить о деталях работы, отговариваясь ничего не значащими фразами, если на все Ваши вопросы следует один и тот же ответ: "Присылайте резюме, потом мы с Вами свяжемся" - то, скорее всего, это именно несуществующая в реальной жизни вакансия. Если Вам так и не удалось поговорить с рекрутером, который ведет данную вакансию (что тоже должно насторожить), то тогда просто посмотрите на ее описание чуть внимательней - угадывается ли за вакансией какая-либо компания в данной отрасли?

Насколько вообще "рыхлое" и "сырое" описание вакансии? Если первый ответ отрицательный, а на второй вы скажете: "да, очень" - смело выкидывайте эту вакансию из головы - она стоит только для приманки специалистов или для того, чтобы показать клиентам - "...вот, видите какие у нас вакансии есть...".

Далее, используемые слова и фразы - если они общего типа и несут минимум информации, например: "Есть работа от $100 до $1500. Звоните сразу!", то Вы можете смело пропускать такую вакансию. Также фразы "нужен толковый помощник", "сообразительный молодой человек / девушка", "обучение на месте", "требуются руководящие работники" и т. д. и т. п. выдают либо МЛМ-щиков, либо компании с большой текучестью кадров.

Теперь рассмотрим вакансии, внушающие нам доверие - те, на которые Вы можете претендовать на все 100%. Как правило, описание вакансий содержит следующие разделы (правда, идти они могут совершенно в произвольном порядке):

Краткая информация о компании. Например: "...крупнейшей международной компании по производству рукавов от жилеток требуется..." или "...ведущий Российский производитель самогонных аппаратов приглашает на работу..." и так далее. Информации, правда, будет немного и, скорее всего, она уложится в одной, максимум, двух с половиной строчках, но, тем не менее, она даст Вам некоторое представление о сфере и масштабах деятельности компании. Соответственно, это будет первым критерием, по которому Вы будете отбирать интересующие Вас вакансии.

Название позиции. "...Требуется специалист по лизингу и маркетингу для наклеивания марок..." - название позиции может занимать несколько строчек и быть настолько витиеватым, что даже порой специалисту трудно понять. Но, все-таки, попытайтесь понять, что заключено между строк - обычная рутина, которую Вы хотите избежать или что-то, что действительно могло бы Вас заинтересовать.

Требования по позиции.  Они тоже могут формулироваться совершенно по-разному. В одних вакансиях они четко структурированы и разделены на требования по опыту работы, образованию, знанию языков и компьютерных программ, требованиям по различным специфическим навыкам: "... опыт работы в сфере маркетинга от 3-х лет, высшее маркетинговое или социологическое образование обязательно, приветствуется наличие дополнительных курсов и тренингов, свободное владение английским языком, хорошее знание компьютера..." - вот, отсюда Вы уже можете сделать более конкретные выводы, можете понять, насколько адекватна данная позиция и насколько полно Вы ей соответствуете.

В других вакансиях Вы, зачастую, найдете лишь требования по опыту и образованию: "...опыт работы в данной или смежной сфере N лет, образование высшее" - такое описание требований должно Вас насторожить. Любая профессиональная, уважающая себя компания умеет ценить время своих сотрудников, занятых отбором персонала и, соответственно, и Ваше время тоже. Поэтому, подобное описание требований должно сказать Вам, что либо Вы собираетесь иметь дело с компанией, которая не ценит или не умеет ценить своих сотрудников и их время (и, соответственно, не будет ценить и Вас), либо в компании очень большая текучесть кадров - люди приходят туда даже по такому "куцему" объявлению - что тоже скажет Вам об эмоциональном состоянии коллектива, отношении компании к своим работникам и о корпоративной культуре вообще.

Личные качества. Они часто входят в требования по позиции, но иногда выносятся отдельным блоком. Данные качества, с точки зрения компании, призваны облегчить Вам поиск подходящей вакансии, так как четко показывают, человек с каким набором личных качеств может справиться с данной работой.

Например, в объявлении написано: "...Энергичность, хорошие коммуникативные способности, системность мышления, креативность, здоровая амбициозность и умение работать "под давлением" обязательны. Успешный кандидат должен быть, прежде всего, стратегом, который умеет работать в команде и находить новые нестандартные решения проблем..." - давайте подробно разберем значения этих, казалось бы, избитых и известных слов:

  • Энергичность - подразумевает не только наличие огромного запаса "бешеной" энергии, но и умение правильно распорядиться ей и заразить этой энергией других.
  • Коммуникативные способности - это не "умение общаться с людьми", это не общительность вообще (хотя, справедливости ради, стоит заметить, что "общительность" входит в "коммуникативные способности"). Что мы коммуникатируем друг другу прежде всего? Информацию, информацию и еще раз информацию. Таким образом, в бизнесе, человек, который обладает хорошими коммуникативными способностями, это человек, который умеет правильно распоряжаться информацией: он САМ пишет отчеты своему начальству и всем, заинтересованным в его работе лицам, он не нагружает своих сотрудников/подчиненных не нужной (или просто лишней) для них информацией, он не теряет времени на излишнюю речевую активность, а кратко и по существу излагает суть дела или проблемы, сам требует недостающие ему данные, а не ожидает когда кто-то ему их предоставит.
  • Системность мышления - это не только умение видеть во всем систему, но и умение строить ее, умение подходить к решению всех проблем системно.
  • Креативность - это творчество во всем, это умение видеть и действовать нестандартно, отлично от общепринятых стереотипов. Это действительно умение творить - идею, план, стратегию, логотип компании, поздравление сослуживцу по поводу рождения пятого внука у троюродного племянника его сводной сестры по маминой линии, наконец.
  • Здоровая амбициозность - наличие некоторого внутреннего потенциала к действию, который не дает долго сидеть на одном месте, а заставляет все время двигаться вперед и вверх, преодолевать и достигать... В отличие от нездоровых амбиций, которые основаны на пустой гордости и тщеславии, ведут только в никуда, потому что человек останавливается, перестает развиваться и двигаться вперед, думая только о том, как он крут..., а тем временем наступает регресс, который все убыстряется и убыстряется.
  • Умение работать под "давлением" или Стрессоустойчивость - означает не только умение работать в жестких временных и ресурсных рамках, но и справляться с условиями окружающей нас жизни - со стрессами, которые подстерегают нас на каждом шагу, с критикой сослуживцев, если она беспочвенна, с гневом начальника, который, увы, не всегда прав, но не осознает этого, с различными домашними проблемами, которые имеют тенденцию наваливаться именно тогда, когда Вы уже на пределе сил. Все это и формирует умение работать под "давлением".

Давайте так же разберем некоторые наиболее популярные личностные характеристики, которые часто встречаются в описании вакансий:

  • Лидер/лидерские качества - не требуют особых пояснений. Хотя стоит сказать, что лидер - это, прежде всего, хороший организатор, который знает как и умеет организовывать работу всего коллектива, которые "зажигает" и вдохновляет его. Прошло уже время руководителей и партийных лидеров, взращенных на груди бывшего Советского Союза, которые действовали авторитарными методами и боялись делегировать свои полномочия (которые и руководителями-то не СТАНОВИЛИСЬ, а НАЗНАЧАЛИСЬ).
  • Хороший игрок команды - это человек, который ставит интересы коллектива выше своих личных интересов. То есть, тот, кто скорее даст "пас", чем сам будет стремиться забить гол в ворота соперника, если он знает, что другой сделает это лучше него.
  • Ориентация на успех - человек, который обладает данным качеством, будет стремиться довести все начатые дела именно до победного конца. Для него не приемлема "ничья" или 2-е и 3-и места. В отличие от человека, ориентированного на результат, который может смириться с любым не отрицательным результатом (а иногда и с не положительным, мотивируя это тем, что это тоже результат).
  • Умение РАЗРЕШАТЬ проблемы (не путать с Умением РЕШАТЬ проблемы) - очень важное качество, которое показывает, что человек имеет конструктивный подход ко всему, ведь решить проблему это не то же самое, что решать ее.
  • Устойчивость к неопределенности/неясности ситуации - это способность человека принимать решения в рамках рыночной асимметрии информации, то есть, попросту говоря, когда не представляется возможным собрать или получить всю необходимую информация для принятия того или иного решения, причем решения, от которого зависит деятельность отдела, департамента, компании, наконец. Данное качество очень важно для человека, который хочет стать топ-менеджером компании.
  • Хороший Time Management - это навыки планирования и управления собственным временем. Если Вы не обладаете этим качеством и не стремитесь его выработать, то в бизнесе Вам делать нечего.

Итак, ознакомившись с личными качествами, которые требует от Вас ваш потенциальный работодатель, спросите себя: "А что реально мне понадобится в этой работе? Что у меня есть? Чего не хватает, но что я могу подтянуть?", и после этого смело решайте, насколько близка Вам эта вакансия.

Функциональные обязанности. Далее, после профессиональных и личных требований к человеку, обычно, идет более подробное и развернутое объяснение его непосредственных обязанностей, уровня ответственности, уровня на вертикали власти и т.д. Например, функциональные обязанности маркетолога:

1) Разработка и внедрение стратегических решений по повышению конкурентоспособности продуктов и увеличению объема продаж; 
2) Создание маркетинг - планов по продвижению продукции компании; 
3) Анализ тенденций рынка; 
4) Ценообразование, бюджетирование; 
5) Медиа - планирование; 
6) Работа с рекламными агентствами по созданию имиджа брэндов.

Прочитав этот раздел вакансии, Вы, наконец-то, получите наиболее полное представление о том, что же будет ждать Вас "по ту сторону баррикад". Этому разделу следует уделить особо пристальное внимание.

Наконец, последний раздел любой вакансии - вознаграждение. Этот раздел обычно содержит сведения о том совокупном вознаграждении, которое собственно Вы будете получать за свою работу.  Складывается оно из заработной платы и компенсационного пакета, который может самым разнообразным.

Заработная плата - количественное выражение материального вознаграждения, которое Вы будете получать, те реальные деньги, которые будут причитаться Вам за выполненный труд. Здесь следует сказать, что в объявлениях есть два варианта заработной платы, которая озвучивается - это з/п до налогообложения (так называемая зарплата-gross) и з/п после налогообложения (или net). Так вот, Вас должна интересовать именно net-зарплата и Вы всегда отмечайте это себе как один из вопросов, которые надо будет задать на предполагаемом интервью (в противном случае не удивляйтесь, как написанные в вакансии $1200 в одночасье обернулись $800).

Фиксированный оклад + проценты - вариант, который имеет сейчас очень большое распространение. Очень удобно, когда реально получаемые деньги людей зависят напрямую от результатов их работы. Единственно, всегда следует оговаривать сам процент и спрашивать, каков будет Ваш предполагаемый месячный доход после того, как Вы войдете в курс дела и станете активно трудиться. Сдельная оплата - вариант, который часто используется, когда нужен специалист производящий "штучную" продукцию или услугу - т.е. сколько произвел, столько и заработал.

Компенсационный пакет - это вторая часть вознаграждения. Он может включать самые разнообразные пункты, все зависит в данном случае от возможностей организации. Страховка - очень часто компания предлагает сотруднику полное или частичное покрытие его расходов на медицинское обслуживание (здесь полно всевозможных вариантов, это тоже надо прояснять уже на собеседовании). Оплата проезда, мобильного телефона, питания и т.п. - это все тоже иногда присутствует в компенсационном пакете, хотя не следует особенно пристально об этом задумываться - ведь если работа обещает быть интересной и динамичной, можно и пожертвовать некоторыми материальными благами.

Источник: superjob.ru